logotype
ART Gallery
image1 ?> image2 ?> image3 ?> image3 ?>

Малоизвестные факты жизни и творчества Ивана Николаевича Крамского.

kra 01Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года, в городе Острогожске Воронежской губернии.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем, с 1853 года стал ретушировать фотографии.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину “Моисей источает воду из скалы”.

В 1863 году Крамской стал зачинщиком “бунта четырнадцати”, об этом поподробнее.

 В русской Императорской Академии художеств, в то время, господствовал академизм — направление, основанное на следовании канонам классического искусства: воспевание форм античной красоты, итальянская перспектива (композиция центрального события в отдаленной точке), театральные позы и жесты, мифологические и библейские сюжеты. Ни о каком реализме не могло быть и речи. Более того, учебное заведение подчинялось Министерству двора, которое могло свободно вмешиваться в деятельность храма искусств, начиная темами занятий и завершая построением композиции натюрморта. Конечно же, Министерство считало, что для правительства намного выгоднее, если художник пишет какую-нибудь эфемерную Психею, нежели социально ориентированное полотно. Так проходило время, менялись художественные направления и стили, а Академия, по словам Ильи Репина, продолжала питаться “римскими художественными консервами”.

В 1863 году к столетию Академии, было объявлено о проведении конкурса на престижную награду, большую золотую медаль, дающую победителю право на шестилетние пенсионерство в Италии и денежное поощрение. К конкурсу допускались только самые талантливые академисты, уже награжденные, как и Крамской, малой золотой медалью. Всего претендентов было четырнадцать: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. Но Академическим Советом было решено изменить традиционные правила: победитель будет один, а не несколько, как раньше, и жанровые и исторические живописцы будут участвовать в состязании вместе. Шансы конкурсантов были неравны — историческая живопись пользовалась уважением среди профессоров, а к жанровой относились с явным презрением. Почувствовав нарастающие напряжение, руководство Академии пошло на уступки: вместо мифологической или библейской темы художники-историки могли изобразить любое чувство, “например: война, грусть, тоска по отчизне, радость и проч.” (попытка объединения исторической и жанровой живописи). Но такое изменение не удовлетворило участников. 8 ноября 1863 года во главе с И. Крамским художники подали членам Совета Академии дерзостное прошение о праве самостоятельного выбора сюжета. Разгневанное такой неслыханной вольностью руководство назначило жанристам и историкам единый сюжет из скандинавской саги — “Пир в Валгалле”. О коррективах конкурсантам объявлено не было. Не получив ответа, академисты подали новое прошение на имя князя Гагарина, вице-президента Академии и ректора. И снова нет ответа. В ночь перед конкурсом состоялось собрание четырнадцати художников-участников, на котором было решено, что в случае отклонения петиций каждый из них откажется от участия в конкурсе и подаст заявление о выпуске из Академии и выдаче дипломов об окончании учебы. Заявления были составлены 13 художниками — Пётр Заболотский отказался, вместо него выступил скульптор Василий Крейтан. В 10 часов утра 9 ноября 1863 года, в конференц-зале Академии князь Гагарин объявил сюжет конкурса. В итоге все четырнадцать прошений об отказе от участия в состязании и требовании получения аттестатов легли на стол профессоров. Один только Заболотский выразил желание участвовать в конкурсе, на что получил саркастический ответ, “что конкурс из одного участника состоятся не может. Благоволите подождать до следующего года”. Через год Пётр принял участие в конкурсе, но “провалился и затем исчез бесследно, разделив незавидную долю, уготованную людям нетвердых убеждений” (И. Крамской). Из Академии, где искусство было сковано ржавыми цепями прошлого, художники и скульптор вышли с дипломами второй степени и новыми смелыми замыслами.

Эта “культурная революция” была судьбоносным событием для русского искусства: зарождался критический реализм, освобождалось творчество. Ушедшие из Академии художники образовали “Петербургскую артель художников”, просуществовавшую до 1871 года. В 1870 году образовалось “Товарищество передвижных художественных выставок”, одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.

Галерея картин.

Более подробно о жизни и творчестве Крамского: здесь.

2017  Галерея искусств   globbers joomla templates
artgalleru.ru CY/PageRank