logotype
ART Gallery
image1 ?> image2 ?> image3 ?> image3 ?>

Малоизвестные факты жизни Ильи Ефимовича Репина.

repi 015 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца родился будущий художник Репин Илья Ефимович. Один из немногих русских художников, прославившихся и ставший классиком русского искусства при жизни. Создал шедевры, известные широкой публике: Крестный ход в Курской губернии”, "Иван Грозный убивает своего сына", “Бурлаки на Волге”, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и др.

Несмотря на богатство и известность художника, Репин всегда тянулся к простоте. Художник не позволял себе никаких значительных трат. Интересно, что Репин, узнав, что по утрам билеты в петербургских трамваях стоят пятачок, а не гривенник, старался приезжать в столицу спозаранок. Когда его дочь Вера нуждалась в услугах массажиста, Репин предложил ей: “Ты возьми на один сеанс массажистку, заметь ее приемы и делай сама себе массаж!” При этом художник был завален заказами, и все знаменитости хотели, чтобы их портрет писал “сам Репин”.

В жестокий мороз Илья Ефимович заставлял всю семью спать вместе с ним на морозе — в том числе и малолетних детей. Для них сшили длинные мешки, и они каждый вечер отправлялись спать в комнату с открытыми окнами. “В холодной, — вспоминала его дочь, — спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица”.

Жена Репина Вера Алексеевна, ярая пропагандистка вегетарианской еды, кормила всю семью и гостей каким-то отваром из трав. Зная это, приезжающие к Илье Ефимовичу тайно привозили с собой мясо, а потом съедали припасы в своей комнате, прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь.

Однажды Репин пригласил Ивана Бунина — чтобы написать портрет знаменитого писателя. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков. Впоследствии он описал этот случай так:

 “Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь. Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: “Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите”. Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…”

5 февраля 1910 года в “Новом театре”, в Петербурге, состоялся спектакль литераторов, играли комедию госпожи Нордман-Северовой (вторая жена И. Е. Репина) “Ласточка права”, в которой в качестве актера выступил и сам знаменитый художник. Репин играл роль дворника — одного из людей народа, которого главная героиня пьесы — эмансипированная девушка, увлеченная идеями равенства и конституционализма, приглашает в гости на чашку чая в попытке преодолеть консерватизм своего жениха. Вот что об этом писала газета “Русское слово”: “На “спектакле литераторов” в Петербурге привлек к себе всеобщее внимание знаменитый передвижник И.Е.Репин своим гримом и своей игрой в роли дворника. Шла пьеса Северовой “Ласточка права”. Публика устроила И.Е.Репину овацию.”

В 1915 году стихи Маяковского произвели большое впечатление на живописца Илью Репина.

— Я напишу ваш портрет! — сказал великий художник, для любого это была большая честь.

— А я — ваш! — ответил Маяковский и быстро тут же, в мастерской, сделал с шарж
Репина несколько карикатур, которые вызвали большое одобрение художника. Один из рисунков особенно привлек внимание художника.

Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисунок вызвал жаркое одобрение художника.

— Какое сходство! И какой — не сердитесь на меня — реализм! — заключил Репин.

Несмотря творческую дружбу с Владимиром Маяковским, Репин так и не написал портрет поэта, хотя желал этого с первой встречи. Когда в назначенный час Маяковский явился к нему, Репин разочарованно вскрикнул: “Что вы наделали!.. О!” Оказалось, что Маяковский, идя на сеанс, нарочно зашел в парикмахерскую и обрил себе голову, чтобы и следа не осталось от тех “вдохновенных” волос, которые Репин считал наиболее характерной особенностью его творческого облика и хотел запечатлеть. “Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы…” И вместо большого холста Репин взял маленький и стал неохотно писать безволосую голову, приговаривая: “Какая жалость! И что это вас угораздило!”

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину “Иоанн Грозный и его сын Иван” в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

А позже художник придумал оригинальный способ — придумал подвесную палитру и более не держал ее в руках. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы. Знаменитая подвесная палитра Ильи Ефимовича до сих пор сохранилась в музее-усадьбе “Пенаты”.

Круглый год художник спал на балконе, из-за необычной формы носившем название “Аэроплан”. Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на “Аэроплане”, Илья Ефимович частенько брался за кисти.

Регулярно Илья Ефимович устраивал праздники, на которые приглашал местных жителей. Самый шумный из них состоялся в Пенатах 19 февраля 1911 года. В торжественной обстановке художник отметил 50-летие отмены крепостного права. По средам двери дома художника открывались для всех желающих.Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский отметил, что денег у него тогда не было совсем, и выжил он исключительно благодаря репинским средам.

Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды. На них неоднократно бывали Горький и Шаляпин, а также живший по соседству Корней Чуковский. Атмосфера на этих встречах была удивительно демократичная. Репин запросто мог сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ним постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.

Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Место для собственной могилы Репин также выбирал сам. Илья Ефимович долго колебался между несколькими вариантами и в конце концов остановился на маленьком холмике под соснами. Достаточно часто он приходил туда, чтобы работать. По просьбе художника знакомый фотограф несколько раз запечатлел его на фоне будущей могилы.

 

Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на том самом холмике. По воле гениального живописца в его память был установлен самый простой деревянный крест.

Галерея картин.

Более подробно о жизни и творчестве Репина: здесь.

2017  Галерея искусств   globbers joomla templates
artgalleru.ru CY/PageRank