logotype
ART Gallery
image1 ?> image2 ?> image3 ?> image3 ?>

Малоизвестные факты о жизни и творчестве Диего Родригеса де Сильва Веласкеса.

vel 01

Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Когда стали очевидны способности его к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры.

Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. По утверждению современников, Эррера художник высокооплачиваемый, но слишком темпераментный для преподавательской деятельности. Поэтому уже в следующем, 1610 году Веласкес переходит в мастерскую Франсиско Пачеко (1564-1654), влиятельного аристократа, видного теоретика искусства и выдающегося художника, чей дом являлся в Севилье своеобразным очагом культуры и просвещения. Там собирались представители художественной и интеллектуальной элиты города, и юный Веласкес не раз становился свидетелем оживленных дискуссий на самые разные темы. В марте 1617 года Веласкес получает свидетельство о завершении обязательного 6-летнего курса обучения. Рукой самого Пачеко там было отмечено, что Диего "достойно выдержал экзамен и может самостоятельно работать как художник-живописец по собственным мотивам". Обретенный Веласкесом статус независимого мастера давал ему право подписывать свои работы, открывать собственные художественные мастерские и заниматься преподаванием живописи. Имея дочь на выданье, Пачеко считал Веласкеса самой достойной кандидатурой на роль ее супруга, что отражено в его книге  "Искусство живописи, его древность и величие": “Диего де Сильва Веласкес, мой зять, занимает (с полным основанием) третье место (в живописи); после пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений. И поскольку быть учителем - значит больше, чем быть тестем, да не будет позволено кому бы то ни было присваивать эту славу. Не считаю ущербом учителю хвастаться превосходством ученика (говорю только правду, не больше); не потерял Леонардо да Винчи, имея учеником
Рафаэля, Джорджо из Кастельфранко - Тициана, ни Платон - Аристотеля, хотя он и не передал ему имя божественного. Это я пишу не столько для того, чтобы хвалить данное лицо (это я сделаю в другом месте), сколько для возвеличения искусства живописи.”

Церемония бракосочетания состоялась 23 апреля 1618 года. В 1619 году у супругов родится дочь Франциска, которая станет единственным ребенком Веласкеса, поскольку ее сестра Игнасия, появившаяся на свет 2 годами позже, проживет всего около 3 лет. Взошедший на престол, шестнадцатилетний король Филипп IV узнав о талантливом художнике из Севильи, призывает его к себе. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.

Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший Молодой Филипп IV
большой успех, и вскоре получает звание придворного живописца. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Теперь Велакес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу.

Единственной обязанностью художника было писать портреты короля и его близких. Однако к этому минимуму обязанностей очень скоро прибавилось положение личного друга Филиппа IV, что не могло вызывать добрых чувств у других придворных и, особенно, у предшественника Веласкеса на посту придворного художника, Винченцо Кардуччо. После того, как этот итальянец во всеуслышание называет Веласкеса "карьеристом и выскочкой, способным писать только льстивые портреты", Филипп IV решает раз и навсегда покончить с интригами. Король объявляет среди своих живописцев конкурс на лучшую историческую картину. Темой было избрано изгнание морисков (так испанцы называли мавров) в 1609 году - варварская акция, проведенная отцом нынешнего монарха, Филиппом III (1573-1621) и имевшая для страны катастрофические последствия. Строгое жюри единогласно присудило победу Веласкесу, который тем самым доказал универсальность своего художественного дара. Работа не дошла до наших дней, но сохранились свидетельства, что Веласкес "больше внимания уделили страданиям морисков, вынужденных покинуть родные земли, чем официальным героям - королю и его приближенным". Король посчитал эту картину сколь "неожиданной", столь и талантливой, одобрил вердикт судей и ... назначил победителя на должность камергера, что было расценено при как повышение и ограждало Веласкеса от сплетен и интриг.

В июле 1629 года художник, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покидает Мадрид. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, спутник генерал - все это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника - но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определили как "совершенствование профессионального мастерства".

В конце августа Веласкес прибывает в Геную. Оттуда направляется в Милан, а затем - в Венецию. Именно в Городе дожей художник сталкивается с наиболее яростным неприятием итальянцами испанцев, и в октябре 1629 года спешно покидает Венецию и устремляется в Рим, где в случае чего, можно было рассчитывать на заступничество Папы. В Вечном Городе художник пробудет до конца следующего года.

Вернувшись в Мадрид в январе 1631 года, Веласкес узнал, что за время отсутствия король категорически отказывался позировать другим художникам. Польщенный живописец с энтузиазмом приступает к исполнению своих обязанностей - тем более что 17 октября 1629 года у Филиппа IV родился сын Бальтасар Карлос, и счастливый отец не скрывал своего желания как можно скорее запечатлеть наследника престола... Веласкес исполняет огромное количество официальных портретов, а также религиозных образов, предназначенных для оформления королевских капелл.

Сдача Бреды
В 1635 году художник создает картину "Сдача Бреды", украсившую интерьер одного из залов королевского дворца Буэн Ретиро. В следующем году король назначает Веласкеса на должность управляющего, теперь он должен был руководить работами по оформлению интерьера всех дворцовых помещений, за исключением личных апартаментов монарха, вход в которые был заказан всем, кроме графа Оливареса. Но когда в январе 1643 года внезапно попавшего в немилость графа заменяет маркиз де Каприо, Веласкесу удается занять одну из наивысших ступеней в придворной иерархии - он становится начальником всех королевских покоев.

21 января 1649 года Веласкес отправляется в Италию с целью приобретения картин и скульптур для пополнения коллекции дворца Алькасар. 11 марта художник прибывает в Геную, оттуда отправляется в Венецию, где покупает картину Веронезе "Венера и Адонис", а также несколько работ Тинторетто. Затем он посещает Модену, Парму, Болонью и Неаполь, а 10 июля прибывает в Рим. Во время этой поездки итальянцы относятся к нему, хотя и с уважением, как фавориту короля, но не как к художнику. Этот факт настолько вывел Хуан
из себя обычно спокойного и уравновешенного Веласкеса, что он в течение всего нескольких дней пишет портрет своего слуги Хуана де Парехи и велит тому "ходить с картиной по домам некоторых аристократов и живописцев, дабы они видели рядом модель и портрет". Картина поразила итальянских коллег мастера, а слух о его необычайном таланте достиг папской резиденции, куда вскоре он был приглашен для написания портретов самого папы Иннокентия X, а также некоторых его приближенных. Окончательным признанием Веласкеса-живописца в Италии стало его принятие в январе 1650 года в члены Академии святого Луки.

Тем временем, Филипп IV, обеспокоенный длительным отсутствием своего любимца, посылает в Рим гонца с предписанием Веласкесу срочно явиться ко двору. В июне 1651 года художник возвращается в Мадрид.

В феврале 1652 года Филипп IV в очередной раз одаривает Веласкеса своей милостью - отныне художник становится "великим гофмаршалом дворца". Отныне на нем лежала ответственность за все, что происходило в стенах королевского дворца - от работы кухни до организации официальных приемов.

 

В 1659 году Веласкес удостаивается титула рыцаря Ордена Сантьяго. Это был его триумф. Никто из художников-царедворцев за всю историю живописи не имел более высокого статуса. В следующем году Веласкес руководит процессом подготовки к церемонии бракосочетания инфанты Марии Терезы с королем Франции Людовиком XIV, которое имело важнейшее политическое значение. Вернувшись а Мадрид, художник почувствовал себя неважно и списал

скульптура

свое недомогание на элементарное переутомление. Однако все оказалось гораздо серьезней. После семидневной агонии, 6 августа 1660 года, в присутствии Филиппа IV, пришедшего навестить своего фаворита, Диего Веласкес умирает. Его хоронят с почестями, достойными королей, на кладбище церкви святого Иоанна Крестителя в Мадриде.

Памятник Диего Веласкесу перед музеем Прадо в Мадриде работы Анисето Маринас с эпитафией: “Живописцу истины” открыт 14 июня 1899 года в присутствии короля Альфонсо XIII и королевы Регент.

 

2017  Галерея искусств   globbers joomla templates
artgalleru.ru CY/PageRank